Как правильно написать жалобу в прокуратуру
В стремлении не отстать от остальной части цивилизованного мира, мы активно стараемся решить свои проблемы через суд. А между тем, есть масса других инструментов достижения желаемого результата. Например, можно обратиться с жалобой в прокуратуру. В этой небольшой статье я расскажу о том, как правильно написать жалобу в прокуратуру, о структуре такой жалобы, выборе нужного подразделения прокуратуры и о том, как верно подать такой документ для получения максимальной пользы.
1. Выбор прокуратуры по территориальности и подведомственности.
К выбору нужного подразделения прокуратуры, в которое необходимо подать жалобу, отнеситесь с особой тщательностью, чтобы жалоба не «гуляла» по рукам. Как правило, первоначальная жалоба подается в районную (городскую) прокуратуру по месту нарушения закона или прав, либо по подведомственности (например, в транспортную прокуратуру или в прокуратуру по надзору за исполнением наказаний). Но, имейте в виду, сам прокурор не занимается жалобами. Работать с вашей жалобой и писать ответ будет так называемый исполнитель - помощник либо заместитель прокурора.
2. Подготовка и написание жалобы в прокуратуру.
Разумеется, человек обращаясь с жалобой, стремится получить только положительный ответ от адресата. Поэтому, главное при написании любой жалобы — это грамотная работа с ее текстом. Жестких требований к тексту жалобы нет. Но, я рекомендую всегда выполнять ее в электронном виде, то есть с помощью компьютера. Компьютерный вариант в отличие от рукописного, всегда более выигрышный. На правильное восприятие текста ведомственной жалобы ее адресатом и исполнителем, а следовательно, на принятие нужного заявителю решения влияют три основных момента:
2.1. Жалобу следует писать юридически грамотно.
Под юридической грамотностью жалобы имеются в виду:
- соблюдение вами структуры официального документа (вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части);
- правильное использование ссылок на законы, постановления, указы, приказы, иные нормативные правовые акты;
- подтверждение ваших доводов и требований письменными, аудио-, видеодоказательствами или ссылками на данные очевидцев.
2.2. Текст жалобы должен соответствовать требованиям правописания.
Текст жалобы, как и любого официального документа пишите по правилам орфографии и грамматики русского языка. Обязательно проверьте жалобу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.
2.3. Текст жалобы должен быть лаконичным и доступным для восприятия адресатом.
Минимизируйте объем информации, излагаемой в жалобе. Излагайте только сухие аргументы и факты.
3. Структура жалобы в прокуратуру.
Жалоба в прокуратуру, как и любая другая жалоба состоит из четырех частей:
- вводной;
- описательной;
- мотивировочной;
- просительной.
3.1. ВВОДНАЯ часть включает, так называемую «шапку», располагаемую, традиционно, в правом верхнем углу, которая содержит:
- наименование подразделения прокуратуры, в которое подается жалоба;
- ФИО прокурора;
- ФИО и адрес гражданина, направившего жалобу и адрес для получения ответа, если они различаются;
Затем, следует озаглавить жалобу. В заглавии, обязательно, обратите внимание адресата и исполнителя на основную суть жалобы.
3.2. В ОПИСАТЕЛЬНОЙ части подробно изложите:
- все, что вам известно о лице, на чьи действия вы подаете жалобу, а именно, его ФИО, занимаемую должность, место работы/службы и прочие важные сведения;
- сведения о конкретных действиях (бездействии), которые вами обжалуются;
- информацию о том, какие нормы законодательства нарушены.
3.3. В МОТИВИРОВОЧНОЙ части укажите:
- в чем выразилось нарушение ваших законных прав и интересов, почему вы считаете действия (бездействие) данного лица незаконными;
- ссылки на статьи, части и пункты соответствующих нормативных правовых актов, в подтверждение своих доводов;
- подробные сведения о свидетелях, готовых и способных подтвердить ваши слова и факты указанных вами нарушений.
При наличии письменных или вещественных доказательств обязательно сошлитесь на них.
3.4. В РЕЗОЛЮТИВНОЙ (просительной) части изложите четыре основных момента:
- каким способом и какие именно ваши права вы просите восстановить;
- требования о привлечении к ответственности лица, являющегося фигурантом вашей жалобы;
- требования о проведении проверки указанных вами сведений соответствующим контрольным органом;
- каким способом вас необходимо уведомить о решении, принятом по жалобе.
При этом учтите, что ваши требования должны быть максимально четкими и конкретными.
3.5. Раздел «ПРИЛОЖЕНИЯ» должен содержать перечень прилагаемых к жалобе копий документов и иных доказательств (аудио-, видеозаписи и пр.) на которые вы ссылаетесь.
Соответственно данные копии подаются всесте с жалобой.
4. Подача жалобы в прокуратуру.
После правильного оформления и внимательной проверки подайте вашу жалобу одним из трех способов:
- отправьте жалобу заказным письмом с уведомлением;
- подайте жалобу лично, через канцелярию (секретариат) учреждения (органа), руководству которого она адресована;
- отправьте жалобу в электронном виде на специальном портале госуслуг.
5. Контролируйте сроки и процесс рассмотрения вашей жалобы.
Жалоба, поступившая в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы, за исключением случаев нарушений в сфере миграции.
Для того, чтобы быть в курсе процесса рассмотрения вашей жалобы, ознакомьтесь со своими правами, предусмотренными ст. 5 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Автор публикации: адвокат, к.ю.н. Сергей Шлык
Если остались вопросы, задайте их адвокату здесь и сейчас. Заполните любую форму обратной связи на сайте, позвоните по телефону:+7 (922) 517-52-66, свяжитесь с адвокатом через WhatsApp, Viber+7 (922) 517-52-66 в любое время и вы получите исчерпывающую консультацию совершенно бесплатно.